Советы логопеда


Логопед


Ф.И.О. педагога

Мещерякова Светлана Евгеньевна

Образование

ВГПУ (Воронежский государственный педагогический университет)

Специальность

Учитель начальных классов

Учитель-логопед

Занимаемая должность

Учитель-логопед

Стаж работы

19 лет


ЭССЕ учителя-логопеда Мещеряковой Светланы Евгеньевны

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

«Моя педагогическая философия»

                              О профессии моей стихов не пишут, да и, песен тоже не поют.

                              Ну а я, люблю ее как песню, добрую профессию мою.

     Каждое утро я прихожу в детский сад, поднимаюсь на 2 этаж, захожу в свой кабинет. Мой кабинет - это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создаёт условия для самореализации личности. Он мне очень нравится. Здесь яркие краски, много развивающих игрушек и игр сделанных собственными руками.  Я захожу в группы и ловлю взгляды моих малышей, моих воспитанников, таких похожих и одновременно таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, мультфильмах. Ира сегодня опять расскажет о том, о чем читала ей мама, а Ксюша после каждого задания или упражнения будет переспрашивать: «У меня получается?» А Игорек – сама скромность. Ни слова не скажет на отвлеченную тему. И только в конце занятия – радостная улыбка и сияющие глаза в ответ на слово: Игорек, ты молодец! Я не считаю количество детей, которым помогла, но поверьте, приятно слышать от детей: «Возьмите меня на занятие. Почему вы меня никогда не берете?» Их радостное, коротенькое приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Я  готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд.

   За профессией в свое время я отправилась, окончив Воронежский государственный педагогический университет по специальности «учитель начальных классов» и в этом же университете получила диплом о переподготовке по специальности «Логопедия». Говорят, что судьбу не выбирают, а она выбирает нас! Что касается профессии, в моей жизни случилось именно так.

   Еще двадцать лет назад мою профессию можно было бы отнести к редким. С каждым годом количество специалистов в этой сфере деятельности растет в геометрической прогрессии. Равно, как и растет потребность в нас - логопедах. Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевого общения в норме и патологии. Поэтому, сказать просто, что логопед занимается речью и всем «речевым» значит, ничего не сказать. Внутри меня «живет» артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог…  И  это еще не все!

Итак, я – логопед, правильнее сказать учитель-логопед.

    Если понимать буквально - я учитель речи. А точнее, человек, который эту речь корректирует. Причем коррекция происходит на уровне всех речевых единиц, начиная со звука и заканчивая предложением.

Цель моей деятельности -  способствовать социализации ребенка в обществе. В связи с этим передо мной стоит ряд задач:

  1. Выявление и исправление устной и профилактика нарушений письменной речи детей.
  2. Пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей.
  3. Своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями.

   Исходя из целей и задач, вычленила приоритетные направления моей работы:

  1. Создание в рамках модели коррекционно-развивающего пространства;
  2. Проведение комплексной диагностики с целью обеспечения личностно ориентированного подбора соответствующих развивающих программ;
  3. Построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка на учебный год, с последующей корректировкой, определение зон риска и работа в них на основе речевых карт и индивидуальных маршрутов;
  4. Обеспечение индивидуального и социального благополучия детей зачисленных на логопункт;

      В начале учебного года передо мной всегда встает один и тот же вопрос, как сделать коррекционную работу более эффективной, как преодолеть противоречие между одинаковым для всех содержанием, требованиями к результатам обучения и неравными возможностями.

Не секрет,  что уровень развития навыков и средств общения определяет дальнейшую коммуникативную деятельность человека, помогает актуализировать имеющийся личностный потенциал, сформировать у детей систему ценностей и потребностей. Поэтому считаю важным развитие речевой активности дошкольников. В связи с этим на логопедических занятиях создаю различные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность дошкольников. Веду работу над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания.   У обучающихся развиваю мотивированность речевого действия, формирую предвидение его конечного результата, учу планировать, отбирать лексику, знакомлю с грамматическим структурированием, операциями контроля. Учу их рассуждать и давать развернутые выводы. Этим обеспечиваю совершенство коммуникативной и обобщающей функции речи.

    Одной из важных задач своей деятельности считаю создание такой образовательной среды, которая бы обеспечила системное комплексное речевое развитие ребёнка.

     Мое виденье комплексного подхода к формированию и коррекции речи выражается в:

1. Коммуникативной направленности всего комплекса логопедического коррекционного воздействия, которое реализуется в обязательной отработке на логопедическом занятии всех форм речевой деятельности, включающей слушание, говорение и чтение.

2. Одновременной работе над всеми компонентами речевой системы.

     В своей работе я реализую основной принцип специального образования – принцип коррекционно-развивающей  направленности, рассматриваемый, как единство в организации процессов воспитания, обучения, развития речи. Новизна используемых мною методов и приемов заключается в развитии межанализаторных механизмов у ребенка по скоординированной обработке акустико-артикуляционных сигналов о фонемах и оптико-пространственных представлений.

      Я стремлюсь быть  для своих логопатов близким человеком, наставником и другом, который не только поможет исправить имеющиеся речевые нарушения, но и сумеет найти  «жемчужину» в каждой «раковине», научит работать с полной отдачей, радоваться победам и сочувствовать друг другу при неудачах. Поэтому строю отношения с детьми на доверии, уважении, требовательности и справедливости, формирую моральные качества у обучающихся.

     Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще  мне в работе очень помогают чувство юмора. Считаю себя грамотным специалистом, владеющим не только традиционными, но и нетрадиционными формами проведения занятий, эффективно  использую здоровьесберегающие технологии. Логопедическое воздействие строящееся  на основе психофизических и индивидуальных особенностей учащихся позволяет мне добиваться высоких результатов.

     Главное в логопедии то, что моя работа ориентирована на результат.  И  я  не просто учу ребенка говорить, но и возвращаю ему уверенность в себе. Вот почему удовлетворение от труда у логопедов очень велико.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».

     Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.

Методические разработки